• Электротехнические решения
  • Доставка по Украине
  • Монтаж и обслуживание
Прием звонков
9:00 - 19:00
10:00 - 15:00
(044) 392-73-31  
(044) 392-73-31 (Киев) (044) 392-73-32 (Киев) (048) 734-49-69 (Одесса) (056) 790-42-41 (Днепропетровск) (062) 210-57-72 (Донецк) (067) 134-79-93 (Киевстар) (067) 230-11-87 (Kyivstar) (063) 343-04-30 (Life)

Моя корзина

Товаров в корзине 0 шт.
на сумму 0 грн

Начни совершать покупки прямо сейчас!

Оформить заказ
 ТОП производители
B&S
Matari
Volter
Укртехнология
FG Wilson
SVEN
 Мы в соц. сетях
   

Основные правила эксплуатации и рекомендации по обслуживанию аккумуляторов

06.10.2015

Как показывает практика, большая часть аккумуляторов выходит из строя по причине неправильного их использования. Множество пользователей в поисках информации о безопасной эксплуатации батарей испытывает затруднения. Данному вопросу и посвящается эта статья. Прежде всего, рассмотрим краткий перечень мероприятий, которые в обязательном порядке должны выполняться владельцем АКБ.

1. Проверка уровня электролита в батарее

Как известно, при помощи электролита в аккумуляторе передается заряд между пластинами. Он представляет собой водный раствор (36%-ной концентрации и плотностью 1,28г/см3) серной кислоты. В процессе эксплуатации его уровень постепенно снижается. В среднем он должен быть таковым, чтобы покрывать пластины на 10-15 мм (для этого на них имеется специальная защитная сетка). Падение же его уровня ниже данной отметки приводит к нарушению нормального цикла работы батарей и их быстрому старению (изнашиванию). Поскольку при использовании батареи из электролита испаряется только вода, а кислота остается в прежнем объеме, то концентрация (плотность) последней в растворе повышается. В связи с этим по мерее необходимости допускается пополнение электролита водой, но только дистиллированной. Добавление одной только воды в электролит при его утечке из корпуса аккумулятора не допускается, так как при этом уменьшается и концентрация самой серной кислоты.

Применение же технической (концентрированной) серной кислоты, либо не дистиллированной воды приводит к увеличению саморазряда аккумуляторов их сульфатации, разрушению пластин и даже снижению емкости АКБ. При добавлении воды в аккумулятор необходимо сразу же немного подзарядить его, чтобы электролит немного перемешался. Очень осторожно стоит доливать воду при использовании аккумулятора в условиях низких температур, поскольку на сильном морозе верхний слой электролита может замерзнуть. Вообще рекомендуется добавлять воду той же температуры, что и находящийся в батарее электролит.

Скорость испарения воды зависит от многих факторов. В основном это тип используемых АКБ, материалы, применяемые при их производстве, состав электролита, частота задействования ресурса источника энергии, продолжительности среднего времени его работы, а также состояния подключенного оборудования. Для восстановления уровня воды в солевом растворе на корпусе батареи имеет специальная пробка. Случаются ситуации, когда уровень электролита наоборот повышается. Тогда необходимо откачать часть электролита до имеющихся отметок на платинах при помощи резиновой груши с эбонитовым наконечником. Однако это первый признак того, что с аккумулятором что-то не то (эксплуатируется в ненадлежащих условиях, испытывает сильные перегрузки и т.д.).

2. Хранение аккумуляторных батарей только в заряженном состоянии

Не допускается хранения аккумулятора разряженным. В идеале он всегда должен находиться в полностью заряженном состоянии, как в процессе работы (в ИБП его подзаряжает встроенное зарядное устройство, в автомобиле – генератор во время движения), так и в тех случаях, когда данный источник энергии не используется. Только в таком состоянии он будет способен в любой необходимый момент запитать нагрузку, на которую рассчитан этот элемент. В случае возникновения глубокого разряда аккумулятора, следует в как можно более короткий  срок его зарядить, во избежание снижения емкости  батареи и начала процесса сульфатации пластин. При временном неиспользовании аккумуляторов перед изъятием на хранение их требуется полностью подзарядить.

Оптимальной температурой для содержания АКБ считается диапазон 0…27°С – в таких условиях самозаряд данного элемента питания будет минимальным. Периодическую подзарядку следует «устраивать» аккумулятору не реже, чем раз в два месяца. Если батарея долгое время не использовалась и засульфатировалась, то при восстановлении ее емкости устройством быстрой зарядки, она может не воспринимать заряд, хотя индикация зарядного устройства очень быстро покажет, что она «полностью» заряжена. Это явное свидетельство того, что аккумулятор вышел из строя и к дальнейшей эксплуатации не допускается.

3. Содержание аккумулятора и его выводов в чистоте и сухости

Чтобы аккумулятор служил верой и правдой в течение длительного периода времени, необходимо внимательно следить за чистотой его содержания: очищать поверхность от пыли и грязи, следить за тем, чтобы не забивались вентиляционные отверстия в боковых каналах, пробках для добавления электролита и т.д. В противном случае батарея может перегреться и даже взорваться. Кроме того следует периодически очищать клеммы и полюсные выводы от окислов и покрывать их консистентной смазкой (солидолом или литолом) для того, чтобы предотвратить их быстрое окисление. Чрезмерная загрязненность аккумуляторной батареи повышает ее саморазряд, а окисел на зажимах ведет к падению напряжения в соединениях. Вдобавок ко всему АКБ должна хорошо крепиться и не испытывать вибраций во время работы, поскольку они могут нанести вред батарее.

4. Недопущение длительного использования ресурса аккумулятора с большой нагрузкой

Не допускается длительная работа электропотребителей, имеющихся в автомобиле, таких как портативные телевизоры, магнитола с аудиосистемой, кондиционер, сигнализация, стеклоочистители, приборы освещения и т.д., при выключенном двигателе, поскольку это может привести к глубокому разряду аккумулятора. Также рекомендуется производить запуск двигателя кратковременными включениями стартера, длительность которых не превышает 5-10 секунд. Таким образом можно добиться наибольшей величины тока отдачи и использовать максимум активной массы. В зимнее время года нельзя оставлять аккумулятор на морозе во избежание замерзания электролита, так как это может стать причиной разрушению корпуса АКБ.

5. Периодическая проверка работоспособности реле-регулятора и напряжения генератора в автомобиле

Необходимость данной проверки обусловлена тем фактом, что от качества функционирования этих устройств напрямую зависит эффективность заряда аккумуляторных батарей.

6. Отключение клемм при проведении ремонтных работ и обслуживании автомобиля

Перед проведением работ, связанных с ремонтом и обслуживанием автомобиля, непосредственно касающихся узлов и элементов, входящих в состав системы энергообеспечения транспортного средства следует «откинуть массу» (отключить клеммы) аккумуляторного блока. Последовательность отключения АКБ следующая: в первую очередь отсоединяется отрицательный провод, а после этого положительный. Подключение батареи производится в обратном порядке – сначала положительный, потом отрицательный.

Расшифровка обозначений на батареях

Практически каждый потребитель, который имел хоть раз дело с аккумуляторами, видел на корпусе этих устройств некоторые символы и обозначения. Попробуем разобраться,  что они обозначают. Для примера рассмотрим нижеприведенную этикетку одного из АКБ.

Расшифровка символов:

1 – обслуживание данного изделия обязательно должно производиться в строгом соответствии с требованиями по технике безопасности, изложенными в эксплуатационной документации или руководстве;

2 – при работе с этим источником электроэнергии необходимо быть предельно осторожным, поскольку внутри него содержится разъедающее вещество (в данном случае серная кислота), которая при вытекании из корпуса способна повредить кожный покров человека;

3 – около аккумулятора нельзя использовать открытый огонь и легковоспламеняющиеся вещества; 

4 – производя работы в непосредственной близости возле аккумулятора, пользуйтесь защитными очками;

5  –  храните данное изделие в месте, имеющем ограниченный доступ для детей;

6  –  для утилизации батарею необходимо сдать в специально предназначенный для этого пункт сбора.

7  –  запрещается выбрасывать аккумуляторную батарею вместе с бытовыми отходами;

8 – данный источник энергии во время зарядки выделяет газы, которые являются взрывоопасными.

Определения работоспособности аккумулятора

Для того чтобы определить в рабочем ли состоянии  находится аккумуляторная батарея существует достаточно эффективный способ:

  1. Производится проверка плотности электролита в отдельных секциях АКБ и если разница между замерами составляет не более 0.04 г/мл, то следует зарядить источник электричества зарядным устройством.
  2. После этого осуществляется проверка батареи под нагрузкой, а полученные данные сравниваются с приведенными в технической документации на изделие. В том случае, если фактические цифры будут меньше номинальных, значит аккумулятор утратил свои свойства и требует замены.
  3. Бывает, что  плотность электролита в нескольких соседних секциях сильно отличается (к примеру, 1,05 и 1,18). Это говорит о наличии в батарее короткого замыкания и необходимости утилизации такого питающего элемента.

Практические советы и рекомендации по обслуживанию

Рассмотрим краткий перечень наиболее важных советов, которые помогут вам на как можно более продолжительный срок сохранить работоспособность АКБ.

  • Хранение и транспортировка. Чтобы максимально продлить срок службы новых аккумуляторов их поставляют в заряженном состоянии. Именно поэтому продавцы рекомендуют в начале эксплуатации произвести как минимум 3-4 полных цикла заряда-разряда батарей. При этом они достигают своей максимальной емкости. Хранить их следует при плюсовой температуре в прохладном помещении и не допускать замерзания. Залитые аккумуляторы требуют зарядки при снижении плотности электролита ниже отметки 1,21 кг/л. Транспортировать такие источники питания следует только в вертикальном положении, не допуская опрокидывания изделия во избежание вытекания электролита из корпуса.

  • Зарядка аккумулятора. Нельзя заряжать слишком охлажденную и чрезмерно нагретую батарею. Необходимо дождаться пока она не примет комнатную температуру (оптимальной считается +15..25°С). Восстановление емкости аккумулятора производят постоянным током, равным одной десятой общей емкости АКБ. Например, емкость равняется 44 Ач, тогда величина тока зарядки составит 4,4 А. При этом температура электролита в процессе зарядки не должна быть более 55°С, в противном случае данный процесс необходимо прервать. Сигналом окончания заряда батареи является падение силы тока до нуля, либо когда его величина опустилась до определенной отметки и больше не снижается. Тогда зарядное устройство должно автоматически отключиться. Обращаем внимание пользователей: при зарядке из аккумулятора выделяется взрывоопасный газ, поэтому необходимо производить эту процедуру в хорошо проветриваемом помещении, не использовать открытое пламя, спички и не курить.

  • Обслуживание. В процессе эксплуатации необходимо следить, чтобы  верхняя крышка батареи была сухой и чистой. Время работы подключенного оборудования от полностью заряженного аккумулятора зависит от реальной емкости последнего, режима и интенсивности его работы, а также окружающего воздуха.

 Вернуться в архив


Другие новости:

7 ноября 2016 Аккумуляторы для погрузчиков
31 октября 2016 Какой аккумулятор купить
23 октября 2016 Устройство автомобильного аккумулятора
17 октября 2016 Украинские аккумуляторы