• Электротехнические решения
  • Доставка по Украине
  • Монтаж и обслуживание
Прием звонков
9:00 - 19:00
10:00 - 15:00
(044) 392-73-31  
(044) 392-73-31 (Киев) (044) 392-73-32 (Киев) (048) 734-49-69 (Одесса) (056) 790-42-41 (Днепропетровск) (062) 210-57-72 (Донецк) (067) 134-79-93 (Киевстар) (067) 230-11-87 (Kyivstar) (063) 343-04-30 (Life)

Моя корзина

Товаров в корзине 0 шт.
на сумму 0 грн

Начни совершать покупки прямо сейчас!

Оформить заказ
 ТОП производители
B&S
Matari
Volter
Укртехнология
FG Wilson
SVEN
 Мы в соц. сетях
   

Особенности зимней эксплуатации АКБ

28.09.2015

Суть проблемы

Наверное, излишним будет в который раз говорить о важности наличия стабильно работающей и исправной аккумуляторной батареи для эффективной эксплуатации автомобиля, особенно, в зимний период. От этого напрямую зависит и гарантированный запуск двигателя, и возможность использования подогрева салона, а также сигнализации и других составляющих комфортного использования авто. Именно поэтому в данной статье речь пойдет о правилах обращения с АКБ, которые помогут сохранить их характеристики и эксплуатационные свойства в течение максимально длительного периода.

Большинство выпускаемых современными производителями аккумуляторов имеют общеклиматическое исполнение, что делает возможным их использование в течение всего года в широких диапазонах рабочих температур окружающего воздуха. Кроме того температура воздуха, находящегося в подкапотном пространстве повышается за счет выделения тепла от функционирующего двигателя. Как известно, длительное воздействие высоких температур отрицательно сказывается на сроке службы и работоспособности данных источников электроэнергии. Однако, как показывает практика, больше всего ресурс аккумуляторной батареи снижается в момент запуска двигателя в холодное время года (зимний период).

Основные риски для аккумуляторных батарей при зимней эксплуатации

Работа аккумуляторов при низких температурах воздуха сопровождается некоторыми факторами, негативно влияющими на их характеристики и длительность службы. Вот краткий перечень основных таких проблем:

  • снижение температуры электролита, что в свою очередь вызывает повышение его вязкости и уменьшению скорости диффузии последнего в поры материала, из которого выполнены пластины. Другими словами снижается электропроводность батарей и ухудшается эффективность процесса заряда АКБ от генератора при одинаковых значениях зарядного напряжения;
  • для того чтобы запустить холодный двигатель от аккумулятора  требуется большее количество электроэнергии по причине большей продолжительности работы стартера и большой величины разрядного тока. Все это может вызвать глубокий разряд батареи и стать причиной снижения ее заряженности;
  • увеличение количества электропотребителей в салоне автомобиля, необходимых как для обеспечения комфорта, так и повышения уровня безопасности при движении – подогрев сидений, стекол, зеркал заднего вида и т.д. Питание всех перечисленных систем при движении авто на включенной передаче производится от генератора, а на холостых оборотах – соответственно от аккумулятора, что также вызывает снижение его заряженности;

  • постоянный недозаряд батарей, вызванный короткими по времени зимними поездками по городу (особенно с частыми остановками), холодными запусками двигателя и последующими его прогревами;
  • неспособность генератора производить своевременную и полноценную подзарядку АКБ из-за более продолжительного функционирования осветительных приборов по причине  уменьшения продолжительности светового дня зимой;
  • ухудшение работы отдельных элементов электрооборудования, появление такого негативного явления, как утечки тока по влажным кабелям системы электрообеспечения транспортного средства, приводящего к разряду батарей даже при выключенном зажигании вследствие постоянных колебаний температуры окружающего воздуха  и высокой его влажности в подкапотном пространстве;
  • снижение возможности полного заряда аккумулятора генераторным блоком и уменьшение отдачи электроэнергии последним из-за ухудшения дорожных условий и уменьшения динамики движения авто в зимний период.

Кроме того все автомобилисты обязательно должны помнить, что негативное влияние всех вышеуказанных факторов, приводящих к снижению заряженности аккумуляторных батарей, может сильно усиливаться если генератор по причине своей изношенности не в состоянии обеспечить отдачу своих номинальных показателей – речь конечно идет о величине отдаваемого тока нагрузки. Зачастую большинство владельцев автомобиля, даже после многолетней эксплуатации, не удосуживается проверить «отдачу» своего генератора, не следит за плотностью и уровнем электролита, исправностью электроприборов, напряжением разомкнутой цепи (со снятой одной клеммой аккумулятора), не выполняет его периодическую стационарную подзарядку. После этого нередки случаи, когда такие водители оказываются в зимний период с полуразряженным аккумулятором, который не в состоянии запустить холодный двигатель.

Способы борьбы с негативными влияниями зимней эксплуатации на аккумулятор

Учитывая все вышесказанное, для устранения влияния негативных факторов эксплуатации аккумуляторных батарей в зимних условиях крайне рекомендуется проводить перечисленные ниже мероприятия:

  • осуществлять попытки запуска холодного двигателя автомобиля не дольше 5-10 секунд. Интервалы между ними должны составлять как минимум 30-60 секунд. Если три последовательные попытки были неудачны, то необходимо прекратить запуск двигателя и искать неисправность, дабы окончательно не разрядить аккумулятор;
  • производить контроль натяжения ремня, входящего в состав привода генератора, в соответствии с инструкцией по эксплуатации транспортного средства, при котором обеспечивается максимальная отдача энергии, необходимая для заряда АКБ и питания подключенных электропотребителей;
  • минимизировать длительную работу электропотребителей в автомобиле в зимний период при работающем двигателе и не допускать при неработающем;
  • осуществлять периодическую проверку отсутствия «утечек» тока на аккумуляторной батарее на всевозможные элементы электрооборудования. В случае наличия такой возможности (когда нет необходимости в работе подогревателя или сигнализации) при длительном бездействии, например, постановке автомобиля на стоянку, необходимо отключать АКБ. Для этого достаточно снять один наконечник. При отсутствии возможности хранении аккумуляторной батареи непосредственно в автомобиле (необходимо ставить его под охрану на сигнализацию и т.д.) замеры показателей напряжения и плотности следует производить чаще, а также своевременно производить подзарядку АКБ;

  • дополнительно подключить к двигателю от аккумулятора «массовый» провод (если этого не было предусмотрено конструкцией автомобиля). Это поможет снизить потери напряжения в момент запуска на стартере, так как наличие множества переходов – между клеммами и кузовом, кузовом и двигателем, двигателем и стартером в момент подачи пускового тока приводит к снижению напряжения  и потерям потребляемой от батареи мощности;
  • периодически производить контроль плотности электролита посредством пробок, имеющихся в крышке аккумулятора. При их отсутствии  выполнять замеры напряжения на полюсных клеммах АКБ через примерно десять часов после отключения двигателя. В случае, если величина напряжения в разомкнутой цепи окажется ниже 12,6 В, то требуется подзарядка батареи;
  • обеспечить эффективную защиту аккумулятора от влияния предельно низких температур путем подвода к нему тепла от выпускного коллектора или радиатора, а также грязи и влаги посредством специальных теплоизоляционных материалов, если ничего подобного не было предусмотрено производителем автомобиля. При этом необходимо не забывать о соблюдении противопожарных требований и нормальной вентиляции данного источника электроэнергии. Специально для этих целей сегодня в продаже имеются так называемые «термосейфы» для аккумуляторов, предназначенные для защиты АКБ от сильного переохлаждения в зимний период, чрезмерного перегрева – в летний, а также загрязнения корпуса батареи и ее газоотводных отверстий. В результате оптимизируются  температурные условия содержания и эксплуатации данных изделий, минимизируется вероятность их отказа и увеличивается срок службы аккумулятора;

  • на время хранения полюсные клеммы аккумуляторов рекомендуется смазывать консистентной нейтральной смазкой, которая позволит защитить их от окисления;
  • модели батарей, выполненные в пластмассовых моноблоках необходимо хранить в темных (или с минимальной освещенностью) закрытых помещениях, поскольку яркий свет способствует ускорению процесса старения полимерного материала;
  • внимательно ознакомиться с рекомендациями производителя батареи, касающиеся эксплуатации и условий хранения (в особенности в зимний период) и стараться по мере возможности максимально их придерживаться.

При должном соблюдении всех этих мероприятий вы сможете с максимальной долей вероятности исключить возникновение отказов в работе стартерной аккумуляторной батареи и сохранить ее ресурс на продолжительный период.

Некоторые заблуждения, касающиеся эксплуатации АКБ в зимний период

Первым и наиболее частым из таких заблуждений является утверждение, что в процессе эксплуатации нельзя доливать в аккумулятор непосредственно сам электролит, а можно исключительно дистиллированную воду. Данные убеждения стоятся на мнении, что серная кислота никуда не уходит и ее вполне должно быть достаточно на весь период эксплуатации. Однако, не смотря на все эти домыслы, как показывает практика, уровень самого электролита также понижается в процессе работе батареи. Это связано с самими электрохимическими процессами, непрерывно протекающими в батарее, при которых происходит реакция кислоты с различными газами и материалами, в результате чего образуются новые химические соединения. Еще одной причиной, по которой может потребоваться пополнение уровня электролита, является тот факт, что его плотность даже после заливки и полного цикла заряда, выполняемого производителем, не всегда соответствует принятым для данного региона ГОСТам. Поэтому единственным способом устранения данной разницы плотности (порой она может составлять 0,02 г/куб см и даже выше) является доливка электролита самим потребителем.

Следующее не менее распространенное заблуждение связано с условиями хранения АКБ. Многие «бывалые» автолюбители советуют для того, чтобы электролит в батарее не замерзал, не хранить аккумулятор в гараже или на стоянке, где нет отопления, а принести его домой в тепло. Здесь главное помнить о том, что с повышением температуры окружающего воздуха растет и такой показатель, как саморазряд батареи. Отсюда напрашивается вывод, что при соблюдении нормальной плотности и уровня электролита в АКБ, на длительное хранение ее лучше оставлять как раз таки в холодном, хорошо проветриваемом месте, но при этом периодически контролировать ее напряжение и плотность электролита. Соответственно чем дольше будет храниться батарея в тепле, тем сильнее она разрядится, поэтому лучше не прибегать к подобного рода советам.

Минимальные показатели саморазряда характерны для аккумуляторов, оснащенных пластинами, выполненными из свинцово-кальциевых сплавов при хранении в темном прохладном месте, где температура воздуха не выше 0°С. Однако, не стоит забывать, что со временем любой аккумулятор независимо от типа и конструкции изнашивается и стареет, поэтому его саморазряд увеличивается. Единственным условием, которое необходимо соблюдать в процессе хранения АКБ – это следить за тем, чтобы она не разряжалась больше чем на 30% от номинальной величины емкости, для чего периодически необходимо производить замеры данного показателя и своевременно его восстанавливать (подзаряжать батарею).

 Вернуться в архив


Другие новости:

7 ноября 2016 Аккумуляторы для погрузчиков
31 октября 2016 Какой аккумулятор купить
23 октября 2016 Устройство автомобильного аккумулятора
17 октября 2016 Украинские аккумуляторы