График работы

  • Пн-Пт: 9:00 - 18:00
  • Сб: 9:00 - 17:00
  • Вс: выходной

Категории Закрыть

Правильная зарядка гелевого аккумулятора: как увеличить срок его службы

Дата

02 января 2024

Несмотря на появление литиевых аккумуляторных батарей, традиционные свинцово-кислотные не собираются сдавать свои позиции. Покупателям нравится более доступная стоимость и улучшение характеристик за счет применения новых конструктивных решений. Использование последних привело к созданию гелевых источников энергии.

Гелевые аккумуляторы

Гелевый аккумулятор изготовлен по технологии Gel Electrolite (тип — GEL). Это одна из разновидностей свинцово-кислотных АКБ. В нем есть электролит, решетки и пластины для положительных и отрицательных ионов, собранные в пакеты. Все это смонтировано в особо прочном корпусе с клеммами. Главная разница — в раствор серной кислоты добавлен диоксид кремния. За счет этого электролит становится вязким и приобретает гелевую структуру. Присадка не вступает в реакцию с серной кислотой и на рабочие характеристики не влияет. Хотя зарядка для гелевого аккумулятора имеет настолько важные особенности, что знать их надо обязательно.

Аккумуляторы типа AGM, сделанные по технологии Absorptive Glass Mat, называют мультигелевыми. В таких батареях электролит заполняет пористые стекловолоконные сепараторы между положительными и отрицательными пластинами.

Достоинства и особенности гелевых аккумуляторов

GEL-батареи обладают многочисленными преимуществами, большинство из которых обусловлены желеобразной консистенцией электролита:

  • Большой рабочий ресурс. АКБ выдерживает до 1000 циклов заряд-разряд. При соблюдении правил эксплуатации батарея работает до 10 лет (по заявлениям производителей — до 15 лет). Реальный срок во многом зависит от качества применяемых материалов.
  • Гелевый электролит не кристаллизуется и не разлагается, нет проблем с отводом газов, пластины не осыпаются.
  • Высокий пусковой ток в тех случаях, когда аккумулятор сильно разряжен. Мотор хорошо заводится даже на сильном морозе.
  • Хорошо держит глубокий кратковременный заряд.
  • Корпус герметичный, АКБ необслуживаемая, не нужно доливать электролит. На работу батареи не влияют окружающие условия. Выброс токсичных паров, которые образуются в результате химической реакции, практически отсутствует.
  • После полного разряда гелевые аккумуляторы способны восстанавливаться, их можно считать батареями глубокого разряда.
  • Корпус очень прочный, не боится ударных нагрузок (до определенного предела, разумеется).
  • Если на корпусе все-таки появится трещина, то густой электролит не вытечет, можно спокойно доехать до гаража.
  • Накопитель способен работать в любом пространственном положении. Это особенно удобно для владельцев мотоциклов и скутеров.

Если GEL-батарея не используется, то за год она теряет 20% ресурса. Для сравнения — обычная свинцово-кислотная АКБ за это время разряжается до нуля.

Главным нюансом гелевого аккумулятора является необходимость правильного определения параметров зарядки и их стабильного поддержания. В противном случае батарея выйдет из строя. То же самое может произойти в случае перезаряда. Короткое замыкание «убивает» ее сразу. Электроника авто должна работать точно, скачки напряжения в системе приводят к окислению пластин. Против обычных АКБ на морозе они теряют на 20 – 25% больше заряда. И вообще, долгую и суровую зиму такая АКБ «не любит». Ну и, наконец, цена подобных накопителей довольно высокая.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Перед тем как подключить GEL-батарею к зарядному устройству (ЗУ), надо определить силу тока и напряжение. Первое значение, в основном, должно быть не больше 14,5 Вольт. Второе рассчитывается по формуле: емкость АКБ разделить на 10. Например, для накопителя на 7 Ah надо поставить 0,7 Ампер.

Характеристики прописаны в документации и указаны на корпусе.

  • «Standby use» — напряжение зарядки батареи в режиме ожидания или профилактики. Тогда АКБ не будет со временем терять заряд, но и чрезмерного не получит.
  • «Cycle Use» — напряжение зарядки гелевого аккумулятора в обычном режиме.
  • «Max initial current» — наибольший начальный ток. При этом значении он не повредит накопителю и не ухудшит характеристик. Превышать его, как и напряжение, нельзя!

Специалисты рекомендуют определять силу тока не по технической документации, а как одну десятую от емкости АКБ.

Последовательность действий при зарядке аккумулятора:

  1. Ток зарядки гелевого аккумулятора поставить на «0».
  2. Величину напряжения — на максимально допустимое.
  3. Прикрепить зажимы ЗУ на клеммы батареи.
  4. Выставить значение тока, определяемое по расчету.

На рынке есть обслуживаемые модели аккумуляторов с желеобразным электролитом. В них надо первым делом выкрутить пробки. По мере накопления энергии показания вольтметра будут повышаться. Надо не допускать превышения значения «Cycle Use». Если возникает такая угроза, следует убавить ток.

Среднее время зарядки гелевого аккумулятора колеблется в пределах 10 – 12 часов. Перезаряд опасен, батарея может взорваться. Чтобы она работала дольше, рекомендуется заряжать на половинном количестве ампер. Правда, в этом случае продолжительность процесса увеличится тоже вдвое. Такой же способ будет лучшим и для полностью разряженных накопителей.

Зарядные устройства для гелевых источников энергии

GEL батареи нельзя заряжать от ЗУ для традиционных АКБ. Лучше всего взять специальное для данного типа. В общем случае аппарат должен отвечать следующим требованиям:

  • Если ЗУ приспособлено для других накопителей электроэнергии, то оно должно иметь расширенный функционал.
  • Широкий диапазон настроек — обязательно.
  • ЗУ должно поддерживать стабильное напряжение.
  • В зависимости от температуры устройство обязано самостоятельно корректировать параметры процесса.
  • Автоматическое отключение после окончания подзарядки.
  • Температурный диапазон — как минимум в пределах от +5оС до +40оС.
  • Восстановление заряда АКБ должно быть поэтапным (лучше всего 3 – 4 шага) автоматическим.

Перечисленные выше требования являются ответом на вопрос: возможна ли зарядка гелевого аккумулятора от бесперебойника? ЗУ делятся на бытовые и профессиональные. Первые хорошо подходят, когда надо восстановить потенциал батареи для автомобиля, скутера, электроинструмента и т.п. Вторые нужны для работы на производстве.

По конструкции ЗУ бывают инверторными (импульсными) и трансформаторными. Первые заряжают батареи током высокой частоты и могут восстановить работоспособность устаревшей или сильно разряженной АКБ. Они легкие и компактные, почти все с автоматической регулировкой. Вторые — это классический вариант. Они более тяжелые и крупные, чем инверторы, зато надежные и долговечные. С их помощью, в частности, можно зарядить батареи, которые питают стартеры крупногабаритной спецтехники с двигателями мощностью 150 – 300 тысяч Ватт (около 200 – 400 л.с.) и более. Современные модели оборудованы улучшенной защитой и могут работать в автоматическом режиме, так что в этом отношении они не уступают импульсным установкам.

Одними из самых удобных в использовании считаются интеллектуальные автоматические ЗУ с микроконтроллерами. Они самостоятельно определяют тип и емкость батареи, а также необходимые для нее напряжение и силу зарядного тока. Универсальные устройства способны подобрать режим работы. На аккумулятор типа GEL они подают плавный ступенчатый ток. Функция десульфатации позволяет аккуратно расщепить соли на пластинах, благодаря чему продляется срок службы АКБ. После окончания процесса устройство отключается без постороннего вмешательства, тем самым предупреждая перезаряд. Комфортность работы повышает опция запоминания предыдущих настроек.

Где можно выбрать GEL-батареи?

Соблюдение условий эксплуатации, особенно правильная зарядка гелевых аккумуляторов, позволят АКБ в полной мере проявить все свои преимущества в течение длительного срока. Магазин 220 Volt предлагает заказать и купить GEL-батареи самых популярных моделей. Доставка работает по всей Украине.

Оставить свой отзыв